
Памятка о мерах безопасности в сфере информационной безопасности
Киберпреступления – преступления, связанные с
использованием компьютерной техники (преступления против
информационной безопасности, хищения путем использования средств
компьютерной техники, шантаж, вымогательство, изготовление и
распространение порнографических материалов и т.д.).
Как обезопасить себя в интернете:
1. Придумайте сложные пароли доступа. Пароль, который состоит из
букв разного регистра (строчные и заглавные), разных языков, цифр и
пр., сложнее взломать. Не лишним будет также устанавливать разные
пароли для разных аккаунтов.
2. Не заходите на неизвестные или малознакомые сайты.
3. Не открывайте письма, которые пришли с незнакомого или
подозрительного e-mail. Сразу отправляйте такие письма в спам. Если
так вышло, что письмо открыли, не переходите по ссылкам из него, не
открывайте прикрепленные документы. Если же подозрительное
письмо пришло от вашего знакомого - обязательно свяжитесь с ним
для уточнения информации.
4. Перед скачиванием файлов, программ убедитесь, что они не
вредоносны.
5. Регулярно обновляйте антивирусную программу.
6. Критически относитесь к предложениям совершить предоплату
какого-либо товара (услуги) путем перечисления денег на виртуальный
кошелек или на карту частного лица. Перед совершением покупки стоит
проверить информацию о продавце, почитать отзывы на сайте. Если на
сайте не указан как минимум адрес продавца и контактный телефон –
это повод задуматься, можно ли доверять такому продавцу.
7. Никогда, никому и ни при каких обстоятельствах не сообщать
реквизиты своих банковских счетов и банковских карт, в том числе
лицам, представившимся сотрудниками банка или правоохранительных
органов, при отсутствии возможности достоверно убедиться, что эти
люди те, за кого себя выдают.
В случае поступления звонка «от сотрудника банка» необходимо
уточнить его фамилию, номер телефона, после чего завершить разговор и Необходимо принимать во внимание, что реальному сотруднику банка
известна следующая информация: фамилия держателя карты, паспортные
данные, какие карты оформлены, остаток на счете.
8. Не следует сообщать в телефонных разговорах (даже сотруднику
банка), а также посредством общения в социальных сетях: полный номер
карточки, срок ее действия, код CVC/CVV (находящиеся на обратной
стороне карты), логин и пароль к интернет-банкингу, паспортные данные,
кодовое слово (цифровой код) из SMS-сообщений.
В случае если «сотрудник банка» в разговоре сообщает, что с
карточкой происходят несанкционированные транзакции, необходимо
отвечать, что вы придете в банк лично, – все подобные вопросы нужно
решать в отделении банка, а не по телефону.
Обратите внимание!
Сотрудники банковских учреждений никогда не используют для
связи с клиентом мессенджеры (Viber, Telegram, WhatsApp).
9. Не следует хранить банковские карты, их фотографии и реквизиты в
местах, которые могут быть доступны посторонним лицам; это же относится
к фотографиям и иным видам информации конфиденциального характера.
Стопроцентной защиты от злоумышленников на просторах Интернета
нет. Однако, пользуясь вышеперечисленными рекомендациями,
вмешательство извне в ваши данные можно свести к минимуму.
Если вы все-таки стали жертвой киберпреступника
В первую очередь смените пароли доступа к взломанной
странице (аккаунту).
Переустановите антивирусную программу. Если есть подозрение, что
мошенники получили доступ к вашим банковским карточкам, немедленно
свяжитесь с обслуживающим банком для их блокировки.
Как можно быстрее напишите заявление о совершенном в отношении
вас правонарушении. Заявление можно подать в один из органов уголовного
преследования - в орган дознания (например, милицию), следователю или
прокурору (ч. 1 ст. 172, п. 22 ст. 6 УПК). Вместе с заявлением следует
сообщить максимум имеющейся информации. НАПРИМЕР:
1) сайт, на котором произошли
мошеннические действия;
2) переписка с нарушителем;
3) номер счета или электронного
кошелька, на который были
перечислены деньги;
4) адрес эл. почты, номер телефона.